Если вы работаете сами на себя, то можете стать самозанятым. Запущенный в 2019 году эксперимент заставил задуматься многих граждан о легальности своего бизнеса. Как говорится, заплати налоги и спи спокойно… Кому стоит зарегистрировать самозанятость?
- Сдающим жилье в аренду.
- Водителям, занимающимся частным извозом.
- Людям, которые предлагают свои услуги (электрики, сантехники, репетиторы, домработницы, строители и т.п.).
- Фрилансерам, работающим через интернет.
- Тем, кто сам изготавливает свой товар, а затем продает его.
Проект о самозанятости запущен пока только в четырех регионах: Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан. Это надо учесть, прежде чем регистрироваться. Главный плюс при регистрации это то, что за несколько минут это можно сделать при помощи мобильного приложения «Мой налог».
Количество людей, решивших стать самозанятыми, все увеличивается. В связи с этим все больше появляется вопросов. Рассмотрим некоторые из них.
Какой документ предъявить для подтверждения своего дохода, чтобы получить кредит?
Если человек официально нигде не работает, то справку 2-НДФЛ он получить не сможет. Денежные средства, поступающие в результате деятельности самозанятого, фиксируются в веб-кабинете «Мой налог». Там же создаются чеки и подсчитываются налоги. Здесь можно сформировать «Справку о доходе за год».
Вообще, самозанятому довольно трудно получить крупный кредит. На сегодняшний день банки таких граждан надежными плательщиками не считают. Даже в случае, если дела у них идут очень хорошо. Будем надеяться, что в дальнейшем ситуация изменится к лучшему.
Большинство банков уже начинают готовиться к тому, чтобы оказывать специальные услуги для самозанятых.
Один из главных вопросов: нужны ли отдельные счета или карты, чтобы рассчитываться с клиентами. Или можно пользоваться теми же счетами, которые не облагаются налогом на НПД?
Не желательно смешивать доходы от профессиональной деятельности с обычными переводами от физических лиц. Такие переводы могут быть взяты в расчет как поступления от профессиональной деятельности, и учитываться при формировании чека. В дальнейшем из этой суммы будет вычитаться налог. Самозанятому следует поставить банк в известность о планируемой деятельности. Это будет учитываться при анализе доходов физических лиц.
Может ли самозанятый получить оплачиваемый больничный?
Если человек платит налоги, значит, заболев, он может рассчитывать на больничный лист. Это не так в случае с НПД, так как страховые взносы не уплачиваются. Если же самозанятый самостоятельно заключит договор добровольного медстрахования, то во время болезни он может получить страховую выплату. Чтобы получить больничный, нужно предоставить заявление в свое территориальное отделение ФСС. Обратившемуся физическому лицу присваивается регистрационный номер и код подчиненности. Сумма, которую нужно платить каждый год, привязана к МРОТ и может меняться.
Важно знать, что право на получения пособия по болезни появится не сразу. Если гражданин оплачивал положенные взносы в течение первого года с момента регистрации, получить пособие по болезни он сможет только в следующем году после даты регистрации.
Второй вариант, это когда совместно с самозанятостью гражданин где-то работает официально. Тогда больничный оплачивается работодателем.
Идет ли пенсионный стаж у самозанятых?
Пенсионного стажа не будет, если добровольно не платить взносы на пенсионное страхование. Как платить, сколько платить, когда платить? Все вопросы, связанные с этим, можно выяснить в своем ПФР. Есть максимальная сумма, свыше которой платить не нужно.
Надо ли вести бухучет?
Нет, ни какой отчетности вести не надо. Если для сравнения взять, например, ИП или ООО, то для самозанятых все предельно облегчено. Даже налоги считать не придется. Периодическая отчетность по каждому налогу заменена на электронные чеки, которые формируются в приложении. Когда оплата пришла от юридического лица, надо указывать его ИНН. Если клиент – физическое лицо, то ИНН не нужен. Сумма, которую самозанятый укажет в приложении, налог не включает.
Налоги:
- 4% — за услуги физическим лицам;
- 6% — за услуги юридическим лицам;
Сформировать чек на каждое поступление и до 12 числа будущего месяца посмотреть сумму налога. Оплатить налог следует до 25 числа последующего месяца.
Что делать с чеками?
Чеки создаются во время прихода денег от заказчика в приложении «Мой налог». Они бывают электронные и бумажные. Когда оплата осуществляется путем банковского перевода, чек следует предоставить не позднее 9-го числа следующего месяца.
В чеке должны быть:
1. Название. 2. Время и дата расчета. 3. Фамилия, имя, отчество, ИНН самозанятого. 4. Название товаров, услуг. 5. Сумма переведенных денежных средств. 6. Если заказчик юридическое лицо, его ИНН. 7. QR-код. 8. Наименование фирмы, участвующей в расчетах. Ее ИНН. 9. Идентификационный номер чека, который дает налоговый орган.
Чек в цифровом формате отправляется на гаджет. Также плательщик может его получить, считав QR-код.
В случае отказа заказчика от предоставляемых ему услуг или товара, ему нужно отдать перечисленные денежные средства. В этом случае если не удалить чек, выданный ранее заказчику, то сумма налога увеличится, потому что налог считается на базе имеющихся чеков. При удалении чека указывается причина, по которой это сделано. В том случае, когда чек ликвидирован нечаянно, то восстановить его не получится. В данном случае предлагается создать чек повторно.
Как рассчитываться с иностранцами?
Иностранцы не имеют российского ИНН. Что в таком случае делать? В приложении «Мой налог» надо выбрать «Продажа юридическому лицу», а затем – «Иностранная организация».
Если оплата совершена в иностранной валюте, то поступившую сумму нужно пересчитать по курсу ЦБ РФ в день получения. При этом в чеке указывается сумма расчета в рублях.
Надо или нет становиться самозанятым?
Терять часть прибыли, не значит обязательно сокращать ее. Главное безошибочно дать оценку ситуации и не проморгать новый потенциал. Став самозанятым, человек защитит себя от уголовного наказания за неуплату налогов. Так же можно использовать новый статус с пользой для бизнеса.
Раньше физическим лицам было запрещено пользоваться электронным кошельком или банковским счетом для коммерции. Теперь самозанятые, могут использовать эти ресурсы. Это позволяет расплачиваться с заказчиками общепринятыми способами. А это хороший способ повысить продажи или продвинуть предоставляемые услуги на рынке.
Мастерица, изготовляющая украшения, или фрилансер, делающий сайты, могут не таясь работать с компаниями, предоставлять услуги и товары наравне с юридическими лицами.
Каждый принимает решения сам – становиться самозанятым или нет. Но кроме спокойствия по поводу налогов, такой статус сможет сделать домашнее предприятие более доходным. Сейчас возник подходящий момент показать себя в предпринимательстве, избегая сложных и высоких налогов. Частники смогут проверить себя в деле и при этом не разориться, а если результат будет хорошим, заняться большим бизнесом.