Бизнес с нуля разумнее начинать с небольшого магазина, таким образом, риск потери большой суммы денег сводится к минимуму. Не имеет значения, какой магазин планируется открыть, в любом случае нужно составить детальный бизнес план. Открыть торговую точку дело нетрудное, значительно сложнее удержаться на плаву среди конкурентов, развить бизнес и получить стабильный доход.
Чтобы открыть торговую точку с нуля нужно учитывать:
• Конкуренцию;
• Стартовый капитал. Его средний показатель составляет 500 тысяч рублей;
• Работа порой интересная, но монотонная (контроль над остатками товара, заключение договоренностей с поставщиками, заполнение необходимой документации и многое другое);
• Сезонный фактор. Практически любая группа товаров имеет свою сезонность (будь то одежда или продукты, например, мороженое).
Магазин можно открыть в торговом центре или на улице. У каждого варианта свои плюсы и минусы. Преимущество магазина на улице в том, что его сразу видно с дороги (проезжая часть или пешеходная зона). Хозяин сам на свой вкус определяет оформление и график работы. Зачастую аренда здесь гораздо меньше, чем в торговом центре. Недостаток такого варианта в том, что хозяину самому придется улаживать вопросы с контролирующими органами, проводить согласование вывесок, оплаты коммунальных услуг и заключать соглашения с охранными фирмами для обеспечения безопасности. Не стоит забывать, что пассажиропоток на улице очень зависим от дней недели (будние/выходные), погоды и времени года.
Торговые центры созданы для объединения торговых точек различной направленности, от заведений общественного питания до развлекательных комплексов. Они функционируют единым целостным объектом. Крупные ТЦ оборудованы стоянками для автомобилей. Выгодное расположение магазина возле кафе или кинотеатра позволяет привлечь даже тех клиентов, которые изначально не планировали покупки вовсе. Руководство торгового центра само контролирует коммунальные, охранные и рекламные вопросы.
Для малого бизнеса в ТЦ есть риск затеряться среди аналогичных магазинов: крупные сети занимают самые выгодные места, так как могут позволить себе оплачивать арендную плату, размер которой напрямую зависит от выгодности расположения. График работы и оформление магазина будет диктовать администрация центра. Кроме того, если в ТЦ уже функционирует аналогичная точка, то руководство комплекса вполне возможно откажет предпринимателю.
Затраты на открытие магазина
Размер капиталовложений зависит от многих факторов:
— регион страны;
— месторасположение;
— общая площадь;
— специфика;
В начальные затраты входит аренда, ремонтные работы, необходимое оборудование. Как правило, расходы в провинции примерно в два раза ниже, чем в мегаполисе. Если личных средств недостаточно для покрытия затрат, то можно обратиться в банк. При этом нужно учитывать, что сумму кредита разумно брать в размере не более 50% от всех планируемых затрат, иначе может возникнуть риск погрязнуть в долгах.
Как удачно выбрать нишу?
Следует учесть некоторые факторы:
Конкуренция. Открывать рядом с крупным магазином, в котором есть много групп товаров, нет смысла. Лучше по соседству с супермаркетом открыть небольшой магазин, заняв узкую нишу (хлебный, мясной, чайный).
Сезонность. Открытие торговой точки лучше планировать в то время года, на которое ожидается самый большой наплыв покупателей. Например, солнцезащитные очки лучше начинать продавать летом, а канцтовары ближе к осени.
Перед тем, как начать работу с поставщиками и получать товар, нужно расставить торговое оборудование, определиться с расположением товара. Огромную роль в успешности магазина играет продавец. Он должен быть внимательным к покупателям, вежливым, знать ассортимент товаров и их особенности, чтобы при необходимости дать компетентный совет покупателю. Приглашать на работу продавца нужно, поскольку сам предприниматель, стоя за прилавком, не сможет уделять время для решения организационных вопросов.
Оформление документов
Обычно процесс подачи и оформления всей документации довольно долгий.
Предварительно нужно выбрать форму собственности:
— индивидуальный предприниматель (ИП)
— общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Различие состоит в том, что ООО может осуществлять деятельность исключительно по месту регистрации, а ИП имеет возможность работать где угодно, что значительно удобнее по времени и по затратам. Также размеры штрафов для ИП меньше, не обязателен бухгалтерский учет. Но при этом, в случае накопления больших долгов, ООО рискует лишь уставным капиталом, а ИП – личным имуществом. При открытии большого магазина, разумнее выбрать ООО, по причине отсутствия ограничений финансового оборота.
После оформления ИП или ООО необходимо получить в Роспотребнадзоре санитарное заключение. Непосредственно оформление проводится бесплатно, а экспертизу придется оплатить. Расчет начинается от 18 тысяч рублей.
Разрешение на оформление рекламы магазина выдается в администрации населенного пункта, где проходит регистрация торговой точки. Процесс этот может затянуться до 2-х месяцев.
В любой торговой точке должны соблюдаться правила пожарной безопасности, тогда будет выдано заключение пожарной службы. В перечень необходимых требований входят:
— приказ на ответственное лицо за пожарную безопасность и акт ввода в эксплуатацию;
— огнетушитель с не истекшим сроком службы;
— план эвакуации при пожаре, расположенный на видном месте;
— места для курящих определить табличками;
— проходы должны быть свободными;
— заключить договор на обслуживание пожарной сигнализации, установить ее;
— сотрудники должны расписаться в том, что прошли инструктаж.
Также нужно подать документы в налоговую службу на регистрацию кассового аппарата, подписать в техническом центре договор на обслуживание.
После оформления всех документов, закупки всего необходимого можно проводить открытие магазина. Желательно устроить это мероприятие в форме презентации. Также можно организовать акции, розыгрыши, чтобы сразу привлечь потенциальных покупателей.