Обязанность вести учет собственников хозяйственного общества, участников ООО установлена статьей 31.1 закона 14-ФЗ от 08.02.98 года. В специальном реестре надлежит указывать текущий состав участников, а также информацию о размерах долей и их номинальной стоимости. В документе необходимо отражать сведения о переходе прав на компанию, обременениях.
Требования к содержанию
Реестр участников подлежит постоянному хранению. Впервые перечень составляют на этапе создания. Такая необходимость возникает при регистрации фирмы как несколькими партнерами, так и единоличным собственником. В дальнейшем список корректируют, отражая все изменения в составе участников.
Условие направлено на обеспечение достоверности и прозрачности сведений о бизнесе. Статья 31.1 закона 14-ФЗ ориентирована на защиту интересов добросовестных владельцев общества. Ведение реестра существенно осложняет реализацию мошеннических схем и снижает риск рейдерского захвата.
Единой формы документа не утверждено. Вести его можно в виде анкеты, традиционного списка или книги. Разработать бланк общество вправе самостоятельно. На титульном листе потребуется указать фирменное название, дату начала. Основная часть документа должна включать:
- полное, а также сокращенное наименование предприятия;
- государственный регистрационный номер;
- дату создания компании;
- юридический адрес;
- размер уставного капитала;
- сведения о действующих и выбывших участниках;
- информацию о долях, права на которые принадлежат обществу.
Дополнительную часть реестра юристы рекомендуют оформлять таблицей. В ней указывают:
- правовой статус владельцев (физлицо, организация);
- ФИО либо фирменное название;
- паспортные или регистрационные данные участников;
- адрес;
- контакты;
- доли в уставном капитале в денежном и процентном выражении;
- отметку о переходе прав к третьему лицу.
В заключительном разделе отражают данные о долях, переданных обществу. Здесь же должны содержаться сведения об их перераспределении и погашении.
Ответственность за ведение реестра
Обязанность формирования и актуализации списка лежит на хозяйственном обществе. Непосредственным исполнителем признают руководителя или штатного специалиста. Уполномоченному должностному лицу открывают доступ к учредительным документам. Сотруднику приходится пользоваться также открытыми информационными базами. Порядок внесения записей в список закрепляется внутренним положением.
Традиционно документ ведут в цифровом виде. При необходимости его распечатывают на бумаге, прошивают и удостоверяют подписью директора. Если фирма пользуется печатью, проставляется и ее оттиск. Законодательство не содержит запретов на выдачу выписок или копий из реестра. Хранить документ следует в архиве фирмы вместе с уставом.
В завершение напомним об альтернативном способе. У компании есть право делегировать обязанность нотариальной палате. Однако за такую услугу придется платить.